Модель спасательного судна «Волхов» пополнила музей истории завода

Модель спасательного судна «Волхов» пополнила музей истории завода 02.07.2013 Судно «Коммуна» (первоначальное название – «Волхов») было заложено 12.11.1912 г. в Санкт-Петербурге на верфи Путиловского завода, спущено на воду 17.11.1913 г. и 14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов. В связи с началом первой мировой войны строительство спасательного судна несколько замедлилось.
Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский. Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг. «Волхов» официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы. И с той поры корабль находится на службе Отечеству. Рекорд - увы, мало кому известный.
Избороздив морские просторы, пережив потрясения революций, войн и горького раздела флота, он упорно не желает расставаться с морем. До столь почтенного возраста корабли доживают крайне редко. Даже если не воюют - коррозия и море неумолимо делают свое дело. А наш плавучий раритет и сегодня в полном здравии.
О том, какое значение спасателям придавали на русском флоте, говорит факт: при спуске судна на воду присутствовал император Николая II,, а его дочь, великая княжна Мария, стала крестной матерью корабля.
По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе - 18,57 метра, высоту борта - 8,40 метра, осадку - до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм - 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками. Дальность плавания - 4000 миль (32 т топлива), скорость хода - 10 узлов. Штатная численность экипажа: 11 офицеров, 60 матросов, 24 водолаза.
Изготовленный из особо вязкой путиловской стали с помощью специальной ковки корпус корабля и по сей день почти идеален (тогда как металлические конструкции современных кораблей ржавеют и превращаются в труху в течении 30 лет). Клепаный корпус по прошествии 100 лет остался таким же, как при спуске на воду.
Боевое крещение «Волхов» принял в Первую мировую. В 1922-м его переименовали в «Коммуну». А вскоре корабль ухитрился заработать благодарность королевы Великобритании, сумев поднять с большой глубины погибшую британскую субмарину.
Великая Отечественная застала спасатель в блокадном Ленинграде. Известный факт из биографии судна: после ремонта малютка Александра Маринеско после выполненного «Коммуной» ремонта в первом же бою отправила на дно огромный немецкий транспорт водоизмещением 7000 тонн. А собственные пробоины от немецких снарядов моряки-спасатели латали на ходу, собственноручно. За свою долгую службу катамаран пришел на помощь сотне с лишним подводных и надводных кораблей.
В конце 1960-х на флоте заговорили о совершенно новом направлении спасательных работ - глубоководных обитаемых подводных аппаратах. Роль носителя спасательного аппарата «Коммуне» подходила как нельзя лучше.
После перехода в состав Черноморского флота у катамарана началась новая жизнь.
Глубоководный аппарат «Поиск-2» осуществил первый спуск с «Коммуны», в 1975 году достиг рекордных 2026 метров.
В канун раздела Черноморского флота в 1992 году спасатели в числе первых подняли андреевский флаг.



Возврат к списку

Детективное агентство "Открытие"